<< пред. << Комментарии:
Стр. 9. Вернон Ли — литературный псевдоним английской писательницы Вайолет Пейджет (1856 — 1935), автора романов, новелл и литературно-эстетических очерков. Увлекалась итальянским искусством раннего Возрождения и почти всю жизнь провела во Флоренции; Франс бывал в ее «вилле цветов» Пальмерино, у окраин Флоренции.
Мэри Робинзон (1758 — 1800) — английская актриса, поэтесса и романистка.
Берн-Джонс Эдуард (1833 — 1898) — английский художник, писавший картины на сюжеты легенд и рыцарских романов. «Тристан» — одна из его акварелей, стилизованных под «наивное» искусство раннего Возрождения.
Стр. 10. ...под портретом герцога Орлеанского. — Речь идет о графе Парижском (1838 — 1894), представителе орлеанской династии, свергнутой после революции 1848 г., претенденте на французский престол. Орлеанисты — монархическая группировка во Франции, приверженцы орлеанской династии.
...входил в состав кабинета в период изгнания принцев. — Закон, запрещавший пребывание во Франции главам двух династий — Орлеанской и Бонапартов, был проведен 22 июня 1886 г.
Стр. 13. «Журналь де Деба» («Journal des Debats») — газета, представлявшая финансовые круги французской буржуазии.
Биметаллизм — двойная монетная система, при которой чеканились в определенной пропорции и золотая и серебряная монета. Споры о преимуществах биметаллизма приобрели особенно большой размах с конца 1880-х годов.
Стр. 15. Антология — сборник древнегреческих эпиграмм, составленный в XIV в. греческим монахом Максимом Планудом на основе не дошедших до нас антологий I — VI вв.
Иезекииль (VI в. до н. э.) и Иеремия (VII — VI в. до н. э.) — по библейскому преданию, древнееврейские проповедники-пророки, именами которых названы книги Ветхого Завета, отличающиеся мрачным тоном.
Стр. 17. Моммзен Теодор (1817 — 1903) — немецкий историк и филолог, главный редактор издания латинских надписей.
Ренан Эрнест (1823 — 1892) — французский философ-идеалист, филолог и историк религии.
Опперт Юлий (1825 — 1905) — востоковед-ассириолог, по происхождению немецкий еврей, работал во Франции, по-видимому, явился прототипом Шмоля.
Стр. 21. ...в историческом замке Жуэнвиле... — В сведениях, сообщаемых о замке Жуэнвиль, А. Франс отступает от исторических фактов. Замок был построен в первой половине XVI в. первым герцогом Гизом на левом берегу р. Марны, а не Уазы. Архитекторы и декораторы Лево, Лебрен и Ленотр создавали в 1650-и годы не Жуэнвиль, а Во-ле-Виконт, роскошный замок близ г. Мелена, принадлежавший Фуке, министру финансов Людовика XIV.
Стр. 23. ...и либеральной Империи. — «Либеральной Империей» назывался последний период Второй империи (1860 — 1870), когда правительство было вынуждено издать декрет о расширении прав Законодательного корпуса и сената и провести некоторые другие реформы.
Стр. 29. ...у старой шуанки, как она сама себя называет. — Французские аристократы-легитимисты называли себя шуанами в память контрреволюционных, роялистских мятежей «шуанов» (конец XVIII в.).
Стр. 34. Лене Жозеф-Луи-Жоашен, виконт (1767 — 1835) — французский политический деятель, бонапартист, в дальнейшем роялист. В 1813 г. возглавлял комиссию, изучавшую отношения со странами коалиции, и в своем докладе в Законодательном корпусе подверг критике внешнюю политику Франции. Разгневанный Наполеон распустил Законодательный корпус и на ближайшей аудиенции в Тюильри назвал Лене мятежником, продавшимся Англии.
Стр. 35. Удри Жан-Батист (1686 — 1755) — французский художник-анималист.
Стр. 37. Альбигойцы (XII — XIII вв.) — религиозная ересь в южной Франции, выражавшая протест социальных низов против католической церкви. Папа римский организовал против альбигойцев кровавый крестовый поход.
Вальденсы — приверженцы средневековой ереси, возникшей в XII в. на юге Франции и широко распространившейся в европейских странах; в XVI в. по существу слилась с движением Реформации.
Стр. 38. ...притча о трех кольцах. — Имеется в виду восточное сказание о богаче, который тайно вручил каждому из своих трех сыновей, в знак особой власти, по одинаковому перстню. Боккаччо в новелле о мудром еврее Мельхиседеке использовал это сказание для доказательства равноценности иудейской, магометанской и христианской религий. Позднее, в целях борьбы с религиозным фанатизмом, эту новеллу обработал немецкий писатель-просветитель Лессинг в драме «Натан Мудрый» (1779).
...Норвен и Беранже, Шарле и Раффе создавали о нем легенду... — Норвен Жак-Марке, барон (1769 — 1854) — государственный деятель Первой империи; написал «Историю Наполеона» (1827 — 1828). Многие песни Беранже эпохи Реставрации посвящены солдатам наполеоновской армии. Шарле Никола (1792 — 1845) и Раффе Мари (1804 — 1860) — французские литографы и художники-баталисты, в своих картинах и рисунках прославлявшие Наполеона и его армию.
Стр. 39. ...тэновского кондотьера, который ударил Вольнея ногой в живот. — Французский историк Ипполит Тэн в своей книге «Происхождение современной Франции» называл Бонапарта «кондотьером» (начальником наемного войска). Ссылаясь на сомнительные источники, Тэн утверждал, что Бонапарт, будучи консулом и рассердившись на сенатора графа Вольнея, иронически отозвавшегося о проекте конкордата, ударил его ногой в живот с такой силой, что Вольней лишился сознания. Полемизируя с Тэном, Франс еще в 1887 г. отрицал достоверность этого эпизода («Тэн и Наполеон» — «Temps», 2 октября).
...от самого Мунье-сына. — Мунье Жан-Жозеф — французский политический деятель эпохи Революции и консульства; его сын барон Эдуард Мунье (1784 — 1843) занимал во время Империи высокие административные должности и играл видную роль в государственном аппарате вплоть до своей смерти.
Стр. 40. Антомарки Франческо (1780 — 1838) — корсиканец по происхождению, последний врач Наполеона на острове Св. Елены, снявший с него посмертную маску. Автор мемуаров «Последние дни жизни Наполеона».
Галль Франц-Иосиф (1758 — 1828) — немецкий врач, основатель френологии, антинаучной теории о связи между наружной формой черепа и умственными и моральными качествами человека.
Стр. 41. «Мемориал» (точнее «Мемориал Св. Елены», 1823) — дневник Э. Ласказеса, секретаря Наполеона на острове Св. Елены; вплоть до ноября 1816 г. он записывал все разговоры и замечания Наполеона.
Бюффон Жорж-Луи Леклер (1707 — 1788) — французский естествоиспытатель.
Стр. 46. ...в Люксембургском дворце... — В Люксембургском дворце происходят заседания сената. Купол библиотеки был расписан французским художником Э. Делакруа в 1845 — 1847 гг.
Стр. 47. Преступление 2 декабря. — Имеется в виду государственный переворот, совершенный Луи Бонапартом 2 декабря 1851 г., уничтоживший республику и установивший во Франции Вторую империю.
Стр. 50. ...гобелены, ткавшиеся в Менси для Фуке... — В поселке Менси, близ замка Во-ле-Виконт, Фуке основал мануфактуру гобеленов, на которой работали фламандские мастера под руководством Лебрена.
Ленотр Андре (1613 — 1700) — французский архитектор и декоратор, создатель парков Во-ле-Виконта, Версаля, Трианона и др., разработавший особый «французский» (регулярный) тип парка.
Стр. 57. ...мозаик святого Виталия и двух святых Аполлинариев... — Церковь св. Виталия в Равенне, архитектурный памятник VI в., построена в византийском стиле и украшена монументальной мозаической живописью; два святых Аполлинария — две раннехристианские базилики, украшенные мозаиками в VI в.
Галла Плацидия (ум. 450) — дочь римского императора Феодосия I. Претерпев многие превратности судьбы, сумела возвести на трон Западной Римской империи своего несовершеннолетнего сына и правила от его имени. Мавзолей Галлы Плацидии, находящийся в Равенне, построен самой императрицей.
Стр. 58. Вителлий Авл — римский император (69 г. н. э.); был ненасытным обжорой и, судя по дошедшему до нас мраморному бюсту (хранится во Флоренции), отличался необыкновенной тучностью.
Стр. 60. Анненков. — Имеется в виду русский генерал Михаил Николаевич Анненков (1835 — 1899) — строитель Закаспийской ж. д. (1886 — 1888), вызвавшей интерес в политических кругах Европы.
Стр. 61. Казимир-Перье Жан-Поль-Пьер (1847 — 1907) — премьер-министр (с декабря 1893 г. по май 1894 г.), в дальнейшем президент Третьей республики. Мартен-Беллем имеет в виду сближение умеренных республиканцев с монархистски-клерикальными кругами, происходившее в начале 1890-х годов.
Стр. 64. ...вернуть конгрегации святого Франциска ее первоначальную чистоту. — Монахи нищенствующего ордена францисканцев, основанного в 1209 г. итальянским мистиком Франциском Ассизским, носили самую простую одежду и опоясывались белой веревкой, покрытой узлами.
Стр. 65. ...придворные епископы и театральные поэты семнадцатого века. — Имеются в виду религиозные стихи драматурга Пьера Корнеля (1606 — 1684), поэта Жоржа де Бребефа (1617 — 1661) и поэта-епископа Антуана Годо (1605 — 1672). Поль Ванс точно воспроизводит здесь суждения самого Франса о стихотворениях современного ему поэта Поля Верлена, основного прототипа Шулетта.
Виоле ле Дюк Эжен-Эмманюэль (1814 — 1879) — французский архитектор; реставрировал архитектурные памятники средневековья (Собор Парижской богоматери, замок Пьерфон и др.), производя при этом их полную реконструкцию.
Стр. 69. ...молния, упавшая на пути в Дамаск. — Согласно евангельской легенде гонитель христиан Савл (будущий апостол Павел) по дороге из Иерусалима в Дамаск был ослеплен небесным видением, в результате которого немедленно обратился в христианство.
Стр.73. ...это не в вашей витрине? — Слова: «Это не моя витрина» — приведены Франсом в одной из его статей (см. «Сад Эпикура») и затем в «Автобиографии» (1904).
Стр. 76. Местр Жозеф де (1753 — 1821) — французский реакционный писатель, страстный клерикал.
Стр. 77. Шамбор Анри-Шарль, граф (1820 — 1883) — внук короля Карла X и после его смерти претендент на престол.
Стр. 81. ...на гробницах Алискана. — Вдоль аллеи Алискан, близ г. Арля, были расположены гробницы, со временем почти полностью разрушенные; воспеты Данте.
Стр. 82. Арен Поль (1843 — 1896) — французский (провансальский) поэт и писатель. Франс неоднократно писал о его провансальских песнях и посвятил статью его повести «Золотая коза» («Temps», 2 июня 1889 г.).
Донателло (1386 — 1466) — выдающийся итальянский скульптор. Известна его вырезанная из дерева статуя «Магдалина». Статуи св. Марка и св. Георгия, о которых неоднократно говорится в романе, принадлежат к лучшим работам Донателло.
Стр. 83. ...всем этим мисс Белл... — по-английски слово «Белл» (bell) значит колокол.
Стр. 86. Гирландайо (Доменико Бигорди, 1449 — 1498) — выдающийся флорентинский живописец.
Чимабуэ (1240 — ок. 1302) — флорентинский живописец. Так называемая «Мадонна Руччелаи» в церкви Санта-Мария-Новелла приписывалась ему ошибочно.
Ворт (1825 — 1895) — дамский портной, англичанин по происхождению, работавший в Париже; законодатель дамских мод.
Лев XIII — римский папа (1878 — 1903). Призвал французских католиков признать Третью республику. Под предлогом заботы о трудящихся, а на деле для борьбы с революционным движением, стремился создать во всех странах католические партии и профсоюзы.
Макиавелли Никколо (1469 — 1527) — итальянский писатель и политический деятель; считал, что только сильная монархическая власть способна объединить Италию, и рекомендовал правителям не считаться с правилами морали (трактат «Государь»).
Стр. 87. Петр, Лин, Клет, Анаклет и Климент. — Петр (апостол), Лин, Анаклет и Климент I — папы I в., причисленные католической церковью к лику святых. Анаклет и Клет — одно и то же лицо, папа с 76 по 88 г.
Стр. 88. Альдинские буквы. — Альды — семья венецианских типографов (конец XV — XVI вв.); применили в своих изданиях новый шрифт с наклоном вправо — так называемый «итальянский курсив».
Франсуа Вийон (род. 1431) — французский поэт, представитель демократических слоев средневекового города. В своих статьях Франс называл Верлена «мистическим Вийоном» и постоянно сравнивал обоих поэтов.
Стр. 90. ...он ставил в вину дому Медичи... — Медичи — итальянский купеческий род, правивший во Флоренции в XV — XVIII вв. Флорентинский купеческий род Питти (XIV — XV вв.) своими колоссальными богатствами соперничал с Медичи.
Стр. 91. Беноццо Гоццоли (1420 — 1498) — флорентинский живописец.
Стр. 93. «Трубадур» — опера итальянского композитора Верди (1853).
Стр. 94. Лоренцо Гиберти (1378 — 1455) — флорентинский скульптор.
Стр. 95. Джотто и Мазаччо. — Джотто (род. 1266 или 1276 г., ум. 1337) — выдающийся флорентинский живописец, первый в западноевропейском средневековом искусстве обратился к реалистическому изображению человека, основатель так называемой «флорентинской школы». Мазаччо (1401 — 1428) — итальянский художник, один из наиболее замечательных представителей искусства раннего Возрождения.
Стр. 96. ...дщерь Святого Людовика... пресвятой Елизаветы Венгерской. — Св. Людовик — Людовик IX, французский король (1226 — 1270), причисленный церковью к лику святых за участие в крестовых походах. Елизавета Венгерская (1207 — 1231) — дочь венгерского короля Андрея II, также причисленная к лику святых.
Стр. 97. Фра Анджелико (1387 — 1455) — итальянский живописец, доминиканский монах, творчество которого носит религиозный характер.
Св. Себастиан — по церковному преданию, христианский мученик III в.; изображался обычно в виде красивого юноши, пронзенного стрелами.
Савонарола Джироламо (1452 — 1498) — флорентинский религиозно-политический реформатор. С позиций аскетизма выступал против искусства Возрождения, которое считал частью роскоши, окружавшей городскую знать. После народного восстания 1494 г. фактически стоял во главе Флорентинской республики. Сожжен на костре после подавления восстания.
Манфред (1232 — 1266) — король Сицилии, покровительствовавший жившим в Сицилии маврам (сарацинам) и пополнявший ими свои войска.
Гвидо Кавальканти (1259 — 1300) — итальянский поэт.
Перуджино (Пьетро Ваннучи, ок. 1446 — 1523) — итальянский живописец, один из учителей Рафаэля.
Стр. 99. Дафнис — юноша-пастух, герой древнегреческого романа «Дафнис и Хлоя», приписываемого Лонгу (между II — IV вв.).
...жестокий римлянин... — Имеется в виду Юлиан Отступник, римский император (361 — 363), пытавшийся восстановить господствующее положение языческой религии.
Стр. 103. Поллайоло Антонио (ум. 1498) — флорентинский живописец и скульптор. В галерее Уффици находятся две его картины, изображающие подвиги Геркулеса.
«Ослиная Шнура» — волшебная сказка Ш. Перро (1715). Ее героиня — королевская дочь, бежала от отца, одетая в ослиную шкуру, скрывалась на крестьянском дворе и делала черную работу на кухне в замке.
Стр. 104. Метастазио Пьетро (1698 — 1782) — итальянский поэт и драматург, автор многочисленных либретто для опер.
Стр. 107. ...на выставке Марсова поля и у Дюран-Рюэля. — На Марсовом поле в Париже Академия художеств регулярно организовывала выставки произведений современных художников. В салоне Дюран-Рюэля, как правило, выставлялись произведения импрессионистов.
Стр. 112. ...мода на Гвидо и Карраччи. — Гвидо (Гвидо Рени, 1575 — 1642) — итальянский живописец «болонской школы», имевшей большое значение в Италии в XVII в. и впервые сформулировавшей принципы академического искусства. С середины XIX в. болонская школа рассматривалась как начало упадка итальянской живописи. Карраччи: Аннибале (1560 — 1609), Лодовико (1555 — 1619) и Агостино (1557 — 1602) — итальянские живописцы болонской школы.
Мантенья Андреа (1431 — 1506) — итальянский живописец.
Стр. 113. Альбани Франческо (1578 — 1660) — итальянский живописец болонской школы, ученик Карраччи.
Стр. 114. Палаццо Барджелло (XIII — XIV вв.) — дворец во Флоренции, в котором находится Национальный музей.
Стр. 115. Беатриче Портинари (ум. 1290) — реальное лицо, флорентинка, воспетая Данте в «Божественной Комедии».
Стр. 118. ...был настоящим доктором Болонского университета... — то есть ученым-схоластом. В 1058 г. в Болонье возник старейший в Европе университет, знаменитый своей школой права.
Жебар Эмиль (1839 — 1908) — французский литературовед, автор работ по итальянскому Средневековью и Возрождению.
...песнь, в которой Беатриче объясняет пятна на луне. — «Божественная Комедия», ч. III, песнь 2.
...фреске, которую они... видели вместе... Флоренцию и семь кругов. — Речь идет о фреске Доменико Никкелино (1465) в соборе Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции; фреска изображает Данте в лавровом венке с «Божественной Комедией» в руках, на фоне Флоренции (справа), ада (слева) и чистилища, состоящего из семи кругов (в глубине).
Стр. 120. Детайль Эдуард-Жан-Батист (1848 — 1912) — французский живописец-баталист.
Гупиль Адольф (род. 1806) — издатель гравюр, основавший в 1827 г. граверное предприятие и художественный магазин.
Стр. 122. Симон (конец V — нач. IV в. до н. э.) — последователь Сократа. Некоторые его сочинения долго приписывались Платону.
Стр. 123. Виктор-Эммануил II (1820 — 1878) — король Сардинии и первый король объединенной Италии (1861 — 1878). Будучи наследным принцем, носил титул герцога Савойского.
Стр. 124. «Воистину, это дивный святой Георгий». — Этих слов в трагедии Шекспира нет.
Орканья Андреа (ок. 1308 — после 1368) — флорентинский живописец, скульптор и архитектор. В церкви Ор Сан-Микеле находятся его главные скульптурные работы.
Стр. 125. Квентин Массейс (1465 или 1466 — 1530) — выдающийся нидерландский живописец. Его работы отличаются правдивостью психологических характеристик и бытовых деталей.
Стр. 135. ...Панург у всех спрашивает, надо ли ему жениться... — Колебания Панурга (веселого спутника великана Пантагрюэля), намеревающегося жениться, описаны в 3-й книге романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Стр. 137. Розальба (1675 — 1757) — венецианская художница-портретистка, известная своими пастелями.
Стр. 139. Св. Клара (ок. 1193 — 1253) — монахиня, основавшая в монастыре св. Дамиана женский францисканский орден «клариссинок».
Тогда он сочинил ликующий гимн... — В «Гимне солнцу», который согласно преданию сложен был Франциском Ассизским, автор называет солнце братом, а воду — сестрой. Ниже, в стихах Шулетта, приводится содержание этого гимна.
Стр. 144. ...похожа на мать Андре Шенье. — Мать французского поэта Андре Шенье (1762 — 1794) была гречанка. Левантинка — жительница Леванта, то есть Ближнего Востока.
Бедекер — путеводитель для путешественников; назывался по имени немецкого издателя путеводителей Карла Бедекера (1801 — 1859).
Св. Антонин (1389 — 1459) — настоятель монастыря св. Марка во Флоренции, в дальнейшем с 1456 г. архиепископ Флоренции.
Стр. 145. Болонья Джованни (1529 — 1608) — нидерландский скульптор, работавший во Флоренции. Его скульптура «Похищение сабинянки» находится в галерее деи Ланци во Флоренции.
Стр. 148. Боттичелли Сандро (1444 — 1510) — флорентинский живописец.
Стр. 149. Моррисон Альфред (1821 — 1897) — английский коллекционер произведений искусства и автографов.
Стр. 157. Элиза, рожд. Бонапарт, по мужу Бачоки (1777 — 1820) — сестра Наполеона I, который в 1809 г. сделал ее великой герцогиней Тосканской. В этом звании она оставалась до 1814 г.
Стр. 161. Парки — у древних римлян богини жизни и смерти, прявшие нить человеческой жизни. Кипарисы сажали на кладбище, как символ скорби.
Стр. 162. ...историю молодой любящей четы... — Эту христианскую легенду Франс пересказал в рассказе «Схоластика» (сб. «Перламутровый ларец»).
Стр. 163. Макаронический стиль — шуточный литературный стиль, при котором слова родного языка перемежаются с искаженными иностранными словами или сами принимают иностранные (обычно латинские) окончания.
Стр. 169. Лоэнгрин — герой одноименной оперы (1850) Р. Вагнера. Неизвестный рыцарь (Лоэнгрин), прибыв в ладье, влекомой лебедем, в страну герцогини Эльзы, женился на ней при условии, что она не попытается узнать его имени. После того как Эльза нарушила это условие, Лоэнгрин уплыл от нее в той же ладье, в которой прибыл. Франс посвятил опере Вагнера статью, и которой осуждал любопытство Эльзы («Temps», 17 апреля 1887 г.).
Стр. 177. Мино да Фьезоле (ок. 1430 — 1484) — флорентинский скульптор.
Стр. 178. ...как тот отшельник на фреске Кампо Санто в Пизе... — Речь идет о фреске «Триумф смерти», написанной пизанским живописцем Франческо Траини: на ней, среди других фигур, изображен отшельник — единственный, кто спасся от смерти во время флорентинской чумы 1348 г.; опираясь на посох, он поднимается в гору.
Стр. 183. Флора — в древнеримской религии богиня цветов и садов.
Стр. 186. Рикар Луи-Гюстав (1823 — 1872) — французский художник.
Стр. 187. Карпо Жан-Батист (1827 — 1875) — французский скульптор. Речь идет о копии статуи наследного принца Наполеона, сына Наполеона III.
Стр. 192. ...в Бурбонском дворце... — В Бурбонском дворце в Париже заседала палата депутатов.
Стр. 193. Могила Шатобриана. — Французский писатель Шатобриан (1768 — 1848) был похоронен в Бретани, на мысе, вдающемся в море, поблизости от курорта Динара, где отдыхает Тереза.
Стр. 198. Каде де Гассикур Шарль-Луи (1769 — 1821) — придворный фармацевт Наполеона I.
Стр. 204. ...я как бы явился некиим Моисеем. — Согласно библейскому преданию во время бегства евреев из Египта древнееврейский пророк и законодатель Моисей извлек воду из скалы, ударив по ней жезлом, и тем спас свой народ от гибели.
Стр. 205. Анна и Кайафа — по евангельской легенде два иерусалимских первосвященника, добивавшихся осуждения Христа. Один из двух разбойников, распятых вместе с Христом, пожалел Христа, между тем как другой оскорблял его.
Стр. 208. Перрель Габриэль (ок. 1602 — 1677) — французский художник, автор серии гравюр, изображающих виды Парижа и Версаля.
Стр. 212. ...чтобы новое министерство отвечало требованиям нового духа. — Речь идет о сближении в 1890 — 1893 гг. умеренных республиканцев с клерикально-монархическими кругами. 3 марта 1894 г. министр просвещения Спюллер призвал палату депутатов отказаться от антиклерикальной борьбы и назвал эту позицию «новым духом» Третьей республики.
Стр. 213. ...правительство шестнадцатого мая действовал наперекор республиканцам. — Речь идет о монархистском кабинете герцога де Брольи (17 мая 1877 г. — 19 ноября 1877 г.), образовавшемся в результате попытки президента Мак-Магона произвести во Франции монархический переворот; 16 мая 1877 г. президент сместил республиканский кабинет Жюля Симона и поставил у власти монархистов.
...поддержку, которую целых пятнадцать лет правая оказывала нам... — После неудавшегося монархического переворота Мак-Магона и укрепления у власти буржуазных республиканцев (1877) различные секции монархистов составляли правую оппозицию. К 1893 г. монархистско-клерпкальные круги признали республиканский строй.
С 4 сентября 1870 года... — 4 сентября 1870 г. во Франции была провозглашена республика.
...узник Пелажи времен Баденге... — Сент-Пелажи — парижская тюрьма для политических заключенных (1792 — 1899). Баденге — насмешливое прозвище Наполеона III.
Стр. 214. Левый центр — самая правая группировка буржуазных республиканцев, представлявшая интересы финансовых кругов и сохранявшая контакт с клерикалами.
Стр. 215. ...того, которому я предложил войти в состав кабинета. — Речь идет, по-видимому, о генерале Буланже, получившем портфель военного министра в 1886 г. и возглавившем в 1887 — 1889 гг. реакционно-шовинистическое движение («буланжизм»). Опасаясь государственного переворота, республиканцы во главе с президентом Жюлем Греви (1879 — 1887) вывели Буланже из состава правительства (май 1887 г.), однако в дальнейшем не сумели приостановить рост буланжистского движения.
Стр. 216. ...коллегу по Сен-Жерменскому бульвару. — На Сен-Жерменском бульваре помещалось Военное министерство.
Бюлье — танцевальный зал в Париже, посещавшийся главным образом студентами.
Стр. 224. ...на арку гнусного Тита... — На триумфальной арке, воздвигнутой в Риме императору Титу (39 — 81) после победы над Иудеей, изображены римские солдаты, уносящие из иерусалимского храма священные предметы, в том числе канделябр с семью разветвлениями.
Стр. 226. ...от Елисейского дворца к набережной Вольтера. — Елисейский дворец — с 1873 г. резиденция президента республики; на набережной Вольтера в Люксембургском дворце помещается сенат.
Гамбетта Леон (1838 — 1882) — лидер буржуазных республиканцев, председатель палаты депутатов (1879 — 1881) и премьер-министр (ноябрь 1881 г. — январь 1882 г.).
Стр. 227. В свидетели и в судьи дайте людям Иронию и Сострадание. — Ванс почти дословно цитирует слова А. Франса, высказанные им на страницах «Temps» и перепечатанные затем в «Саде Эпикура». Самая мысль об иронии и сострадании принадлежит Ренану (предисловие к «Философским драмам», 1888). Предыдущие слова Поля Ванса о власти голода, любви и смерти также воспроизводят рассуждения самого Франса в «Литературной жизни» и «Саде Эпикура».
Стр. 231. ...чудовища, которое унесло поэта Ариона на мыс Тенар... — Арион — древнегреческий поэт VII — VI вв. до н. э. По преданию, был брошен в море пиратами, но спасен дельфином, зачарованным его пением и перенесшим его на своей спине к мысу Тенар.
Стр. 235. ...сторонником Конкордата... — то есть сторонником соглашения между государством и церковью (намек на сближение правых республиканцев с клерикальными кругами в начале 1890-х годов).
<< пред. << |